О мировосприятии Северо-Востока (переписка)

Alex Romanovsky

Сначала Юрий. Поручаю твоему вниманию, рассмотрению и попечению сайт www.1man.ru/poetry, потому как это специфично твоя тема. Во-первых, жанрово, ибо жанр стихотворного иероглифа (то, что Бродский назвал "ковром" и противопоставил "орнаменту") там явно преобладает. Во-вторых, по кругу поднимаемых тем, ибо темы жизни и непрерывности Эко (не Умберто) там не заметит только слепой бледнолицый. В-третьих, потому что сие, как ни странно, тебе и географически близко.

Отсутствие адекватной моменту инфраструктуры Кольца Северо-Востока (программы действий и страницы присоединения), заведшее вышеупомянутого автора к нам на Северо-Запад (в переулки разума и дискретности), считаю плодом собственного и коллективного раздолбайства. Юра, нам нужны люди, даже не столько знающие, сколько хоть самую малость чувствующие предмет, но главное - готовые администрить каталог, то есть бегать по сетке и говорить: "Вы нам подходите"; а также рассылать новости. Лично я уже веду переговоры с swt@au.ru, но, полагаю, у иркутского писателя-натуралиста подходящих знакомых больше.

Если в течение суток не поступит возражений, выложу программу Кольца в полном соответствии с собственным (кривым) пониманием Северо-Востока. [УЖЕ ВЫЛОЖЕНО - II/2002]

Теперь Iver. <...> A может, Вы и есть тот самый чаемый нами админ Кольца?

Пункт третий. Между прочим, надо вплотную поднять тему не просто сиброка, но сибпанка (Летова), и не именно даже в музыке. Ну, типа kitezh.onego.ru/vnutri.html.

Предвижу, что эстет Табатин этим не будет заниматься, потому что для шамана трагедия замкнутого космоса - ситуация не просто аварийная, но и вообще невозможная. А надо. И не по линии Города, а именно по линии Тайги. Иначе может сложиться впечатление, что в Сибири о кризисе (надрыве) реальности никто не подозревает. Что не есть.

Serge Bakanov

Отвечаю - сразу, ибо заинтересовало. Мне (разумеется) не всё понятно в общей концепции Движения. С панком в чистом природном виде сталкивался как-то весьма вскользь, посему о взаимной любви с ними говорить рано. Термин "Тайга" тоже под вопросом для меня пока - ибо так видится издалека, а вблизи те же деревья и дома...

Но чувствую, что направление движения - и Вашего, и моего - куда-то в одну сторону.

Поэтому к сотрудничеству готов. И администрировать - собенно с Вашей помощью - хотя бы на первых этапах - тоже можно. Надо только вводить (и технически в том числе) в курс дела.

А то, что я зашел именно в ваши "переулки разума" - кто знает почему это произошло? Кто знает...

А, еще (для справки как бы): вообще-то лит.проект =СвиршЕНИЯ= (www.1man.ru/poetry) входит органично в мой мета-проект со скромным названием =Круги Сергея Баканова=, который стоит одиноким бастионом посреди сибирских болот...

Alex Romanovsky

Занимаемся мы автоэтнографией. О предмете автоэтнографии немного написано на subscribe.ru/archive/culture.world.urbanism/200110/24052251.html, а о целях - на kitezhane.narod.ru. То, что там написано про Китеж (хоть и не нами), команда в основном признает за базис. То, что по мотивам stabes.nm.ru/materials/black/Per_GeoEurop.htm на www.mumidol.ru/gorod/mflower.htm и pobeda.inache.net/lection1.html написано про Север - тоже. Конкретно наше сотрудничество с тов. Табатиным началось, когда мы поняли, что наши с ним ориентиры (Город, технократия - Сибирь, экосистема) - это два не просто разных, а два взаимодополняющих "крыла" того образования, которое воспреемствует Руси Московской в том случае, если от Руси Московской что-то останется.

Все, политика кончилась. Началась культурология, точнее - философская антропология. Культура СЗ (Петербурга - Урала) основана на различении разума и абсурда. Культура СВ (Рязани - Сибири) основана на различении жизни и гибели (см. автоэтнографические тексты Валеры Кизилова на kizilow.euro.ru/south.htm и Юрия Табатина на www.mumidol.ru/taiga/exprompt.htm). И то, и другое выводит на первый план какой-то способ организации материи, позволяющий ей распространяться за пределы собственной ограниченности. В случае разума - это формальное описание, называние предмета по имени. В случае жизни - это способность воспроизводить самоподобные структуры. И там, и там присутствует какая-то необъяснимая "в рамках дискурса" субстанция. Причем, подчеркиваю - субстанция не "духовная" (внеположная объективной реальности), а "магическая" (апеллирующая к какой-то из первооснов реальности) - и под гибелью имеется в виду именно физическое прекращение жить, есенинская корова, которой не дали матери сына, а не смерть как "рождение в вечность".

Дальше начинаются (с моей стороны) сплошные догадки по аналогии с Городом, и я буду рад, если меня поправят.

Есть эстетика совершенного равновесия, она основана на нерасхождении "ожидаемого" и "действительного". Это когда знаешь - тут должен быть изгиб, тут башенка, а тут септаккорд - и он случается. И есть эстетика кризиса, которая основана на остром расхождении с ожидаемым, в которой привлекает именно болезненная неожиданность. Как правило, под первый случай попадает то, что ЛЕГКО ПРЕДСТАВИМО в картине мира наблюдателя, а под второй - то, что вынуждает его НАПРЯЧЬ понимание, УСОМНИТЬСЯ в этой картине.

Эстетика Города - это эстетика строгих, компактных, элементарных форм (словесных, символических, геометрических), эстетика "понятно". Если угодно, это Платон. Напрягает - необъяснимость внутренней связи наблюдаемого, "непонятно-почему", Хармс всякий. См. www.mumidol.ru/gorod/mystery.htm (в общем) и www.mumidol.ru/gorod/tailman.htm (в частностях).

Эстетика Тайги строится из других первоэлементов, прежде всего из сопереживания "он живой и светится". Для того, чтобы порадоваться котенку, надо не понять, а умилиться (не скажу "полюбить", потому что "любовь" - штука тонкая и также внеположная реальности). Орнамента нет, вообще нет никакой геометрии, а есть иероглифика, переплетение, заключенное в круг (в Городе нет ничего круглого). Нет онегинской строфы или маяковской лесенки, а есть верлибр или хайку по нестрогим правилам. Шмель (который в цветке копошится, и хочется спать) чудовищно неправилен геометрически; однако - красив. Сибирское шаманство выстраивает замкнутый мир (подмир) солидарности со всем живым. Дзен - тоже. Паустовский и Кавабата - братья навек. Да, обязательно сказки Латсвены посмотрите (и рисунки). Морская галька, янтарь, берестяной узор - это тоже.

Соответственно, КРИЗИС в Тайге - это не соударение с твердой поверхностью, а разрыв живой ткани, янкин крик "Да как же так?!" Это то, на чем весь Летов построен. Яркое солнце, рваные облака, сапоги, мешающие снег или глину (вот еще одна зацепка: эстетика НЕРОВНОГО, фрактального берега). О-кра-и-на для меня - что-то далекое и, несмотря на антициклон, _темное_ (сумерки?), потому что _не хочется видеть_; по этому "не хочется видеть" я довольно часто определяю Северо-Восток (как еще группа "Тесно" поет (про яичницу): "Дайте девочке выкидыш курицы, чтобы девочка ожила"... бррр). Это про вторую просьбу.

Вот... На что это похоже во взрослой жизни? Если Город производит инженеров (прогрессоров) и учителей (наставников), то Тайга, видимо, врачей (акушеров) и стражей справедливости (особенно от браконьеров); если побродите по присланным (сейчас и тогда) ссылкам, то в основном станет понятно, о каком профессиональном стереотипе идет речь. "Их тоже надо..."

Разумеется, интересует всякая сибирская этнографика, монголоидные племена, шаманские культы, казаки, старообрядцы и иже с ними. Но это не магистраль, а скорее минимально необходимая опора (мы в Городе, например, занимаемся Европой, но - по необходимости).

Yuri Tabatin
>Эстетика Тайги строится из других первоэлементов...

- в значительной степени это так. я двух котят домой притащил. сейчас живут у родителей. выросли и стали котами :-( но...

>Дзен - тоже.

- насчет дзена не уверен. чистота созерцания - вот что в первую очередь привлекает (меня) в дзене. парадоксальность, притчеобразность мышления... что касается солидарности с живым, не знаю... дзен - это все-таки буддизм :-) отношение буддизма к сансаре общеизвестно. (сравни с ревякинской "Сансарой" - гимном ей по существу). Ну, а нирвану, как светлое будущее, я вообще не приемлю и не понимаю, хоть убей...

>Вот... На что это похоже во взрослой жизни?..

- возвращаясь, к моему "но". я бы не стал преуменьшать значение "рациональномыслия" для "таежного" Архетипа. Я думаю, что Тайга производит и биологов тоже. Скрипя зубами, режущих лягушек, чтобы +понять+. Думаю, это важный момент. Не только солидарность с живым, но и (живой) интерес к нему :-) И это то, что не укладывается ни в шаманизм, ни в дзен, ни в "эстетику неровного". И это даже то, что способно очень сильно конфликтовать с вышеназванными вещами... Вот в Городе нет такого конфликта. Вообще говоря, Биология (в широком смысле) - это своеобразный Штирлиц на 2 фронта, это агент Тайги в Городе, и агент Города в Тайге... Дуализм, однако.

> а вблизи те же деревья и дома...

- то, что деревья вблизи - уже хорошо :-) Я думаю, Тайга - это, конечно, условное название. Потому что тут и Степь, и Тундра... :)