<== на главную страницу

СУМБУРНЫЙ МАРШ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

Главное - начать. Заканчивать не обязательно.
Это даже вредно.
Что касается до нынешнего положения вещей во всяких ээээээээээ сферах эээээээээ культуры...
Хм.
Дааааааааа...
Вот, скажем - какое там тысячелетье на дворе?
Шестидесятники, восьмидесятники (обоевековые, кстати) - откуда что берётся? Ещё двадцари (РАПП, ЛЕФ, ничевоки, имажинисты и пр.; на Западе - джаз), сороковники (т.н. "поэты-фронтовики"; на Западе - всякие упрощённые варианты блюза и расцвет Синатры и прочей мишуры*** - фигурки, конечно, сомнительные, но всё же явленная). И - конечно - нулевики...
Мы - нулевики, ибо живём в нулевые времена. Нулевиков ХХ века в продолжении всего "их" века называли "Серебряным веком". Нулевиков XIX... Да, провал... (неуверенный голос подсказывает: Крылов, Барков...) Кстати, большинство т.н. "Серебряновечных" оставила по себе память благодаря тому, что они делали позже (классический пример - Цветаева, которая попадает в компанию "Серебряновечных" по какой-то очень странной прихоти сознания у большинства наших граждан).
Впрочем, этот сумбур пора упорядочивать. Я не хочу наезжать на "нулевиков", поскольку сам, скорее всего, из них. Важно провести границу между "чётнодесятно-" и "нечётнодесятно-" годичными культурными ситуациями. Рассмотрим на примере отчалившего века.

Нулевые: у нас - Серебряный век: Брюсов, Бальмонт, Гумилёв, символисты, акмеисты, "Мир искусства", эстетские течения разной направленности. Несомненно одно - эстетские.
И другое - весь последовавший за тем век "себя под Бальмонтом чистит". А если не под оным персонажем, то, конечно, "под Велимиром".
Нулевые создают культурный бульон с потенцией на дальнейший столетний цикл. Опять же - контркультура на тот же цикл закладывается тогда же (кружок Матюшина-Гуро с вылившимся оттуда русским футуризмом). Забавно, но контркультурщики более активно, нежели культурщики соотносят себя с предыдущими им восьмидесятниками (культурщики - на уровне голословных аппеляций в своих манифестах, контркультурщики - на уровне творческого жеста: "Восьмидесятники" Хлебникова).
Опять же - именно нулевики закладывают миф о "творческой личности" на подотчётный период: в XIX веке это был вменяемый и гармоничный тип (не надо о Некрасове и Белинском - они очень старались создать вокруг себя точно такой же миф о собственной гармоничной и культурной личности, просто сил не хватило); в ХХ - благодаря вечно выпадавшему из окна Бальмонту, "сумасшедшему" в глазах хористок-гимназисток Хлебникову, "роковому мужчинке" Брюсову - неадекватное существо - либо блаженный, либо юродивый, либо оголтелый эгоист.
Фактически "нулевые" годы аккумулируются числом 1. Инь, короче. Шива. Мужское начало (не знаю, с чего это взял, но хай живе).

Десятники: в первое пятилетие особо выдвигаются предыдущие контркультурщики (футуристы аншлагируют), что приводит к "как бы расколу": эго- и кубо- (я написал "как бы раскол" - поскольку фактически кружок Матюшина-Гуро остался в прежнем составе, а Северянин и иже с ним - ...ну так на то они и Северянин и иже с ним). Второе пятилетие - не до дел (ВОЙНА; впрочем, как мы убедимся позже - своя война есть в каждом "нечётнодесятном" времени). Середина второго пятилетия - мочат всех, кто попал под горячую руку.
Шакти. Махамаия. Ян. Женщина создаёт ребёнка, но боится, что погубит себя. Идея ЯН: Созидать разрушая и разрушать созидая. Если 1 оплодотворяет, то 2 рожает.
Blood'll be born in the birth of a nation
Blood is the rose of mysterious union (изъебнулся-таки).

А в XIX веке Пушкин вылез.

Шива и Шакти родят Реальность.
Двадцари: бывшие контркультурщики двинули в истеблишмент (правда, кто-то откололся и помер). "Гражданский" Маяковский, попытки "огражданиться" у Хлебникова - и я уж молчу о Бурлюках. Практически - контркультуризация культуры и культуризация контркультуры - Есенин-имажинист, например.
Дэн-культура. Самый яркий дэн-художник - Филонов. Прочие - играются в кубики и машинки - Попова, Татлин, Малевич - или в куклы - Мухина ет сетера.
Формы создаются и разрушаются. Предел - ничевоки.
Всё равно - всё весело. Ребёнок пробует мир на зуб.
Дэн. Тройка. Ребёнок.
Родитель тянется к ремню.
1927 год.
XIX век - Пушкин цветёт и пахнет. Он уже - явление. Он уже несмываем, и при этом, не останавливаясь, расширяет ставшее маленьким игровое поле и формирует новые правила игры.

Тридцатники: таки дотянулся родитель. Сначала только обидно, но в-общем-то насрать. Всякие там съезды, напостовцы, сермяжники... Можно плюнуть и растереть.
Ребёнок не понял, что достал родителя. Когда врубился - срать уже больно и только на весу.
Год подсказать?
XIX век - Пушкин...
Год подсказать?

Сороковники (градусники): 1941-1945.
Подъём и ликование, и вдруг - опять - дело врачей (или кого там в 47-48?), наезд на Зощенко и Ахматову...
Контркультуры нет, культура вроде бы сомнительна ("фронтовая лирика"), но есть (процесс идёт - дэн-культурщик (двадцарь) Пастернак отходит от дэн-культуры, дэн-культурщик Мариенгоф...

Пятидесятники: ну чего там. Ползём вперёд.
1957.
Как это там? - "КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА", да?
У нас где-то начинают просыпаться Евтушенки-Вознесенские-Рождественские-Окуджавы. СМОГ на подходе.
На Западе: до Чака допирает***, что блюз можно сыграть быстрее.

Шестидесятники: чё тут говорить. СМОГ, Политехнический... Стадионная поэзия (сам Смогул позже напишет незабвенную "Ксюшу - юбочку из плюша").
1967. У нас - не в курсе.
А вот кое-где - Вудстоки всякие.

Семидесятники: хе, а был ли мальчик?
Разве что Мариенгоф - пишет мемуары.
Семидесятые, кажется, по нам ещё мягко прошлись. На Западе - всё конкретней: Джанис, Хендрикс, Джи Ди Эм, Нико...
Наши же деятели, видимо, в силу патологической грамотности, будучи уже потенциально мёртвыми в плане творчества, никак не могут остановиться и всё чё-то пишут, пишут.
1977 - первый Новый год, который ЛИЧНО Я запомнил.

Восьмидесятники: уф, в конце концов, ключ я дал.

Да, вот забавно - 90-е в какой-то мере повторяют 40-е:
1991 (развал Союза)-1995 (чё-то начинает стабилизироваться).
А потом - 17 августа.
Но - в отличие от 40-ых - реальный культурный процесс не останавливается. Хотя своего рода "фронтовая лирика" появилась - от Марининой, Корецкого и Абдуллаева до Пелевина, Вл. Сорокина да и нынешнего Битова, к сожалению.

Конечно, вся эта система шагает отнюдь не маршем, и не надо с логарифмической линейкой ползать по учебнику истории XX века. Накладки очевидны мне самому - начало века очень хорошо задокументировано, и известно (мне, в частности), по многочисленным документам (хотя бы даже и учебнику истории).
Ближе к нашему времени - существует некий провал в истории, например, контркультуры второй половины века до 80-ых годов, связанный с отсутствием достаточного количества артефактов (хотя бы и мемуаров) и личным ещё не участием в процессе (по малолетству).
Начиная с 80-ых - пока ещё слишком недавно было, чтобы говорить беспрестрастно.

Одно точно - сейчас - нулевые годы. Бульон. Инь. Единица.

Так что - привет, пацаны!
Ну что - ЗА ДЕЛО?

Copoka
Jan 15'2002

<== на главную страницу