Личный опыт: Тоннель | Жара | Сапрофаги | Назад в подвалы | Паломнические фишки | ...и пролилась

Паломнические фишки

* * *

- Виктор Владимирович, если Вы хотите понять человека, Вы не будете листать его семейный альбом, считать зубы или просвечивать ультразвуком. Вы просто поговорите с ним наедине, не спеша и не о делах. С городом, уверяю Вас, то же самое.

(из несостоявшегося диалога)

* * *

(Фишка уже прошла где-то в новостях, но будет жаль, если она там останется. Пусть живет здесь.)

Итак, представьте. Полночь. Финляндский вокзал. Зал ожидания. Некий не совсем трезвый человек достает гитару и немного фальшиво затягивает... Что бы Вы думали? Нет, не "Шумел камыш", а "Аделаиду", "Электричество" и еще что-то из классического "Аквариума".

Треть зала ("из тех, что не спят") помнят слова и начинают подпевать. Кто-то особо бдительный зовет охрану, охрана приходит, пожимает плечами... присаживается на краешек и начинает слушать.

* * *

Теперь я начинаю понимать, почему у "Текилы" так много припевов из одной строчки. Припев из одной строчки - это не последствия панковского детства, а абсолютно естественное состояние сознания в условиях хронического недосыпа. Идти по Мытнинке, дрожать от холода и циклически повторять "Кроме звезд... Кроме звезд"... - и при этом не ощущается ни недостатка, ни избытка информации.

[ppps] Кстати, у "Текилы" с состоянием "нахождения в пути" вообще особые отношения. Она "ложится" на дорогу идеальным саундтреком. Experience, который LXE и агент 009 настойчиво рекомендуют воспроизвести: бросок к Западному берегу в Сестрорецк (лучше электричкой, чем автобусом) с синхронно играющим "Молоком", "Целлулоидом" или "Аборигеном" в наушниках. Совмещение картинки гарантируем (это тот же случай, что и Pink Floyd, идеально ложащийся на любую происходящую рядом электронику, будь то абстрактный демо-ролик или Civilization II).

* * *

Есть некий миф о неразговорчивости питерцев. Бред. То есть не совсем бред, но крайне поверхностный взгляд на вещи.

Солнечный день. Холод. Царское село. Кафе "Колобок". Сбор перед отъездом. Я пришел вовремя, они опоздали. Я усиленно всматриваюсь в каждое проходящее мимо лицо - экскурсовод? водитель? студент? не из группы ли? И - как бы это объяснить? - каждый, на кого я обращаю внимание, так же пристально смотрит на меня, как будто пытается вспомнить - а не со мной ли у него стрелка?.. Причем всматриваются даже те, кто (судя по дальнейшему маршруту) вообще не планировал ни с кем встречаться.

"Каждый запрос на идентификацию должен быть обработан" - как в море меняются опознавательными сигналами.

* * *

...и меня занесло в команду питерских толкинистов.

Сначала я по традиции долго вникал, как можно быть настолько увлеченными деревянными мечами. Потом понял - мечи НИ ПРИ ЧЕМ. Главное - ролевая игра. Никаких сборищ-пьянок у костра и прочей нескучной бессистемщины - выдумывать мир, так выдумывать мир внутренне строгий и непротиворечивый, разработка квэнты занимает 80% отыгрыша ролевки. Тут в предках не Толкин - тут Крапивин. Правила фехтования, правила мореплавания, код, закон, алфавит флажного семафора. Интуитивно-логическое конструирование, противопоставленное грубой гопнической силе.

Вообще СПб - интуитивно-логический город. С первого взгляда. Это и в неопрятности фасадов, и в сетчато-прямоугольных очертаниях кварталов и улиц, и в подчеркнутой промышленной сюрреалистичности названий, и в пространности объявлений (не видел ни одного короче трех строк!).

* * *

...И в обязательном префиксе "Здравствуйте!"
Пожелание стабильности глупо адресовать собеседнику: он и сам по возможности поддерживает себя в норме. Просьба обращена к Вышестоящему, Навигатору, Тому, Кто управляет неожиданностями; иначе говоря, подчеркивается единство в иерархии. Я - вписан, и ты - вписан. Все мы работаем на Него.
Где еще в России, кроме СПб, могла возникнуть формула "работать вместе со мной в ожидании наступления яблочных дней?"

* * *

На берегу - подаренное голландцами изваяние мастера-корабела, топором превращающего круглое дерево в прямоугольный брусок. Мечта интуитивного логика - разложить мир в прямоугольные бруски, легко описываемые декартовыми координатами.

И что еще бросается в глаза: купола церквушек дают в сечении не окружность, а квадрат или восьмиугольник.
Ничего "русского и круглого".

* * *

Кстати, небо здесь действительно отличается от московского. Во-первых, другая широта. Во-вторых, другие дисперсионные характеристики воздуха. В-третьих, эффект контраста: от времени и влажности фасады выцвели, расцарапаны и потому кажутся светлее. А небо темнее - не только по интенсивности, но и по оттенку (циана меньше, мадженты больше - "эффект свинца").

* * *

И эти деревья около трассы - они до невообразимого пушистые, я нигде не видел столько молодых побегов на стволах от самой земли. Под этой землей больше влаги? На этой земле меньше гопников?
А в Выборге (да и в СПб местами) некоторые стоят зелеными до самого ноября...

* * *

[ps] Для невнимательных (вроде меня) и тех, кто в первый раз: будьте осторожны с остановками наземного транспорта. Если Вы устали, то вернуться, как правило, проще, чем дойти до следующей. От метро "Маяковская", например, до метро "Лиговский проспект" умещаются две остановки трамвая. Поберегите ноги - они вам еще пригодятся на правах fine tuning (точной подстройки, дополняющей грубую на осциллографах и старых приемниках). А метро спокойно дополняйте электричками - совмещение станций тех и других в СПб есть норма жизни. И да откроется Вам полносвязность.

* * *

[ps] Еще один характерный штрих, незаметный сам по себе, но радикально меняющий впечатление: в солнечную погоду лужи на асфальте не высыхают (по крайней мере, высыхают не сразу). Относительная влажность близка к ста процентам. "Жидкое зеркало" - не поэтическая натяжка, оно повсеместно.

Зато промочить ноги или попасть под дождь совершенно безопасно - без испарения нет теплоотдачи, без теплоотдачи нет ощущения холода. К черту зонт.

* * *

[ps] С преемственностью поколений в Городе все в порядке. В первой же музыкальной палатке мне заявили: "Ненавижу 'Tequilajazz':-(" - "Ну, ненавидьте дальше..." - "Да я шучу, просто я их подвозил, мы с ними выпили, а потом меня тормознули гаишники, а вообще классно ребята поют..." - потом пошел слив слухов в три голоса. Оказалось, что Дусер до начала музыкальной деятельности был профессиональным врачом, а после - собирается открыть шаверму, а сам Ай-ай-ай дома втихую музицирует на фортепиано (впрочем, это уже все поняли по "КЗ-2"). В общем, будете выходить со станции (м) "Площадь Александра Невского" Василеостровской линии - поверните налево, дойдите до киоска с надписью "ФОТО" на углу и спрашивайте все, что хотите знать о Текиле, Объекте насмешек, клубе "Молоко" (каковой в полукилометре к северо-западу)... и привет передайте.

* * *

[pps] Итак, ситуация. Двое наших хороших знакомых, обойдя все западное побережье Васильевского, решает добраться до острова Котлин, то бишь до Кронштадта. Далее все было по стратегии "наверное" - наверное, по морю, наверное, надо на Морской вокзал, а там, наверное, купить билет, и, наверное, надо у кого-нибудь спросить, где, а поскольку никто не в курсе, спрашивают поочередно у всех, и тогда к ним подходит, здоровается и представляется некий скорее милиционер, чем таможенник, но, в общем, в форме, и просит предъявить документы на предмет оружия и наркотиков. Регистрации нет. Билетов ни туда, ни обратно нет. Пушкинскую площадь (в мск, к счастью) взрывали совсем недавно, и вообще Кронштадт - режимный город. Семьдесят восьмая статья - а на москвичах грех не отыграться, и это даже по-человечески понятно. [переход в режиме легато]. Так что садиться на катер лучше не здесь, а надо выйти, сесть на двенадцатый троллейбус и доехать до Тучкова моста, и оттуда они - Петрович, кто оттуда идет? "Метеор", а еще кто? И вот ТРОЕ стражей порядка, перебивая друг друга, объясняют маршрут во всех подробностях.

Ну? Действия московских ментов при прочих равных?

* * *

[pps] Любителям полной ясности и списков литературы посвящается :-)
...Когда в ДК Ленсовета показывали 'кино про КИНО', иные фанаты пытались снимать с экрана аппаратами со вспышкой...

[pps] Сквер Шереметьевского дворца и музей Анны Ахматовой охраняют коты. Судя по размеру, правда, скорее котята, но на подобную уменьшительность не поворачивается язык. Они рассаживаются в кустах в правильном геометрическом порядке (прямоугольной сеткой с шагом порядка десяти метров), сохраняя при этом полнейшую невозмутимость и неподвижность в течение нескольких часов.

Фишка обнаружена Лилией Борисовой и в тот же вечер зафиксирована ей на фотопленку (***)

* * *

Дабы патериал не мотерялся, выкладываются две реплики с форума MISTIQUE:

"Другой город"

Вот не далее как вчера посетил я новый подземный переход под площадью труда. Пустынное место, мертвые глазницы недостроенных ларьков, безлюдье. Только бьются за стенами, совсем близкие воды Мойки омывающей Новую Голландию. В центре где сходятся все линии, под клочком, словно в насмешку оставленного неба, есть круг-кольцо. Люди редко ходят здесь, стараются не задерживаться, и никогда(сколько я там стоял) не пересекают границ круга.
Все это место пропитанно особой чуждой человеку магией города, древней и чужой. И если там остаться и постоять в тишене, то слышно мерное дыхание близкой воды.
Это не глюк а просто описание перехода. Советую всем питерским глюколовам непременно посетить. Место действительно особое, стоящее, завораживающее.

08 Ноября 2000 (12:00:46) - http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=mistique&i=973684846
(обнаружена мастером Салимом)

"Попытка представиться..."

Приветствую.
Долго решалась, ждала пока появится что-нибудь, чем можно будет больше о себе сказать, и дождалась. Н судите строго... новенькую...
Предисловие будет длиннее самого глюка: Это такая игра, в метро, глядя за темное окно, попытаться совместить в сознании свое отражение и провода, сквозь него проходящие...А потом поменяться с отражением местами...
Закрой глаза, не смотри,
Как там, за стеклом режут тебя на части отражения проводов.
И вместо крика боли - только оглушаюший скрежет,
Тот ты, что за стеклом, не знает об этой боли, ему чуждо то, что сейчас рассекается на кровоточащие куски,
то, что ты называешь Я.
Остановись, подожди...
Ты можешь остаться в этих тоннелях навсегда, можешь уйти, но твоя кровь все равно высохнет на этих стенах. А стук сердца и голос колес сольются воедино.
Не смотри в этот серый вихрь за стеклами. Закрой глаза. Не проникай даже беглым взглядом туда, за полустертую надпись "НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ".

28 Ноября 2000 (10:55:25) - http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=mistique&i=975408925
(обнаружена Верой Мороз)

* * *

[Aug 2001] Во время обзорного обхода юго-западной части исторического центра (где-то в районе проспекта Репина) захожу в продуктовый магазин в подвальчике. Покупаю яблоко.

- Одно?
- Одно, пожалуйста.
- Вам помыть?

* * *

[Dec 2001] Неожиданный experience на западном берегу Васильевского острова. Декабрь. Стемнело. Над заливом погашены все огни. Небо слегка, только слегка туманное и морозное. На подходах к берегу - тишина.

Трава - высокая и бледная, с легким оттенком ЖЕЛТО-ГОЛУБОГО (не путать с зеленым); ее яркость возрастает от корней вверх (а сумерек, напротив - сверху вниз). Удивительно плавный цветопереход, как в керамике или в пламени.

Вдоль берега, в двух метрах от земли, справа налево пролетает остроклювая чайка. Янссон. Финляндия. Пожилая Мюмла, скрипя по снегу, выгуливает на поводке Юнка.

Ларка потом сказала: "Оно не страшное, оно просто спит".


Контр-паломническое

* * *

- Их две. Одна из них обладает яркой индивидуальностью и даже в чем-то красива; собственно, именно благодаря ей я и пришел к Городу. Другая - ее нервная ткань, агрессивная биомасса, которая меня ненавидит и которую ненавижу я.
И я с радостью отчистил бы первую от второй, и уже ищу людей, на это способных...
Но в моем 2050 году "
этой дамы нет".

(из многократно повторенного диалога)

* * *

Нервная очередь в Некрасовке. Товарищ продавщица... ой! библиотекарь, извините... лепит на стенку плакат "Защитим родную Москву" - видимо, репринт с оригинального советского образца к девятому мая... А ОН ПАДАЕТ! Упал раз пять, пока она не запихнула его на полку, сложив вчетверо, и не начала, наконец, выписывать формуляры.

* * *

Еще эпизод. Первый раз это случилось в июне при возвращении из Рязани через Люберцы, второй раз - в декабре по дороге в Клин после приезда из СПб. Мальчишки бросали камни в стекла электрички. В июне он попал за три окна от меня, в декабре - в соседнее окно: я видел в деталях, как вышедший вперед взвесил булыжник в руке, отвел руку назад... Он промахнулся примерно на двести миллисекунд.


Личный опыт: Тоннель | Жара | Сапрофаги | Назад в подвалы | Паломнические фишки | Рассказать свой cлучай | ...и пролилась