Петербург и Москва: пространство и время диалога

Краткий отчет о посещении семинара.

Программа семинара

11-00. Лекция проф. К.Г. Исупова «Диалог Петербурга и Москвы в русской истории».
13-00. Круглый стол «Поэтика Петербурга». Ведущие проф. К.Г. Исупов, проф. М.С. Уваров

Фотографии с семинара

Справка: ИСУПОВ КОНСТАНТИН ГЛЕБОВИЧ

Родился в 1946 в поселке Палатка Ольского района Хабаровского края. Санкт-петербугский философ и культуролог. Женат, три дочери. В 1997 старшая студентка философского факультета Санкт-Петербургского университета, две младших - школьницы.

Российское генеалогическое древо

Персональная страница

Тексты на "Антропологии":

Библиография на "Озоне"

ПЕТЕРБУРГ - МОСКВА

"Каждая из столиц накапливает свой ценностный мир, строит свою мировоззренческую позицию, определяет свою меру диалогической активности. Взятые порознь, наши отечественные метрополии демонстрируют крайние точки той амплитуды идеологических и эстетических предпочтений, в пределах которой русская мысль совершает свой выбор, создает свою мифологию, образ жизни и национальное поведение, а нация в целом — свой способ самоопределения в принадлежащем ей историческом пространстве..."

Диалог столиц в историческом движении

"Почвенная изначальность естественно растущей Москвы традиционно противостоит в мире ценностей русской культуры городу, воздвигнутому наперекор стихиям и здравому смыслу –сплошь искусственному, рационально организованному Петербургу. Антитеза органического и неорганического, в контексте которой разворачивается почти трехвековой диалог столиц, отразилась и в описаниях Невской столицы. Специфические акценты этих описаний связаны с особой, именно к Петербургу отнесенной апокалиптикой. Она стала ведущим смысловым элементом «петербургского мифа»..."

Спор об эстетическом приоритете в истории

Интервью с проф. Исуповым

- По лекции. Во-первых, Вы говорили об игре в сфере прекрасной бесполезности. Насколько здесь можно говорить об автохтонном творчестве и насколько - об игре-заимствовании, "Пикнике на обочине"?

- Видите, откровенно шло подражание западным образцам. Знаменитые петровские эти вояжи в Европу имели целью хотя бы внешнюю Европу привезти в Петербург; и он внешнюю Европу как раз и привез. Она и до сих пор внешняя. А внутри себя все его мероприятия - они ведь до народного сознания, в принципе, не доходили, как они не доходят и сейчас.

А подражание ведь одна из разновидностей игрового поведения.

- К этому сводится?

- Конечно, нет. Цели конкретные - экономические, военные... Амбиции - и надо было как-то их реализовывать.

- А где можно посмотреть реальную статистику жертв - которую не изобрели писатели, а которая на самом деле?

- Библиография по Питеру колоссальная. Я думаю - старые книги Пыляева: "Старый Петербург" - она уже раз пять переиздана. Там есть какие-то цифры. Но, мне кажется, они с потолка взяты. С потолка. Потому что тогда и статистика-то как наука существовала в младенческом состоянии. И потом - простите, а как это можно подсчитать?

- Об этом и вопрос - на что здесь можно опираться, кроме легенды?

- Можно только говорить с архивистами, которые занимаются петровской эпохой. Если сохранились так называемые подрядные книги, да, - "на столько-то человек хлеба выдано" или "надо землянок строить на столько-то человек". Мы знаем, первая группа - это триста купцов и триста мастеровых приехало. Это точно абсолютно, потому что документы есть. А сколько согнали мужиков - Господи, да кто их считал, кому это надо было... Они же жили на стихийном пропитании, там же не было общественных столовых и общественного питания - кто как.

- Еще вопрос по источникам. Существуют ли исследования о японских мотивах в Петербурге - скажем так, более глубокие, чем "Архипелаг святого Петра" Натальи Галкиной?

- Хм. Мне не попадалось. Но в пригородах - по-моему, в Гатчине - был японский павильон. Были попытки чего-то вроде японского театра, только марионеток.

- Надо, наверное, уточнить. Вопрос не столько о цитировании японских артефактов, японских моментов эстетики, сколько об общности мировоззрения. Вы говорили...

- ...о катастрофизме?

- О катастрофизме.

- Нет, я таких аналогий не встречал. Это мне так, от фонаря в голову пришло.

- Тема ждет лопаты... Последний, наверное, вопрос - о Петербурге в Москве. Наверное, если сравнивать исторический центр Петербурга с историческим центром Москвы, то цитирование в большой степени однонаправлено. Но мне кажется, что на окраинах Москвы - заложенных начиная с двадцатых годов и до современности, за вычетом, конечно, этого ужасного "новорусского" стиля лужковского - здесь очень много мотивов, которые, не цитируя Петербург, воспроизводят эту его прямоугольность, правильность...

- Черемушки!

- Например.

- Везде стали строить Черемушки - Новые Черемушки, Старые Черемушки...

- Тут даже не столько застройка блочная - шестидесятых и после шестидесятых - сколько, например, район Войковской, застроенный в двадцатых годах, где много мотивов, может быть, не гомологически, но аналогически родственных петербургским.

- Абсолютно правильно. Но это, знаете, уже общесоюзная тенденция была, и к диалогу столиц она отношения не имеет. Так везде строили. Так строили в Новосибирске, по краям, и в Иркутске, и черт знает, где только не строили, потому что это было дешево, и было место, где строить. Хрущевская знаменитая реформа - дать людям жилье.

- Все-таки в советском конструктивизме, а после и в сталинском ампире элемент функциональности присутствует, но он не самодовлеющ.

- Есть, есть.

- В какой-то степени и конструктивизм, и сталинский ампир Питер продолжают.

- Очень может быть. И в Харькове есть конструктивистские дома, очень интересные, и у нас есть.

- Если из этих вопросов будет сделано интервью для публикации в интернете, добро даете?

- Да ради Бога.

LXE
18/12.2003