Молот и крест советского инженера

Альбом "Майн Кайф?" мог начинаться и так:

Детский плач.
- Нищий, неряха, идеалист, инженер!
- Стерва, белоручка, шлюха, учительница!
Автоматная очередь.

"О, дамы, господа, позвольте нам начать..."

Портрет

Совок - вовсе не советский или постсоветский феномен. Это попросту человек, который не принимает борьбу за деньги или социальный статус как цель жизни. Он с брезгливым недоверием взирает на суету лежащего за окном мира, не хочет становиться его частью и, как это ни смешно звучит в применении к Васисуалию Лоханкину, живет в духе, хотя и не обязательно в истине. Такие странные мутанты существовали во все времена, но были исключением. В России это надолго стало правилом.

(В.Пелевин √ "Джон Фаулз и трагедия русского либерализма")

Плавание в море навязанных спектаклем бинарных оппозиций иногда выносит к довольно интересным коралловым рифам. Coca vs. Pepsi и евразийство vs. атлантизм √ пройденный этап. В последнее время мне часто приходится убеждать неглупых, вроде бы, людей во взаимном непротиворечии технократии и традиционализма; точнее √ целей технократов и традиционалистов.

Целью данного текста является развенчание некоторых частных мнений вторых относительно первых.

Прежде всего заметим, что технократическое сознание не обязательно диктует мировоззрение. Рационально мыслящий технократ (в отличие от среднестатистической белочки-секретарши) превосходно понимает всю инструментальность технологии как таковой. Там, где инструментальное становится целеполагающим, во главу угла встает совершенство инструмента; однако сие редко выходит за границы "места максимального личного приложения". Технократ, как правило, обладает последовательным художественным вкусом. Более двух третей знакомых автору технократов придают существенное значение вопросам этики. Как минимум треть знакомых автору технократов √ верующие; при этом на одного нью-эйджера приходится примерно по двое монотеистов.

Итак, "технократ" √ это не мировоззрение. Скорее, это стереотип практикующего мага. А стереотип практикующего мага за редкими исключениями реализуется на построссийском пространстве как стереотип советского инженера. Ключ к пониманию особости этого образа мыслей дает Андрей Платонов в "Котловане": "Я хочу высшую истину знать √ для производительности труда".

Пункт первый: знание.
Пункт второй: знание неизбыточное, то есть "вне всякого лишнего".
Пункт третий и главный: знание, которое может и должно допускать дореализацию до мелочей. Мировоззрение, которое можно без значительных разночтений превратить в конкретный образ жизни: техническое задание, стиль, распорядок дня, круг знакомств, чувство долга.

При этом советский инженер √ совсем не обязательно догматик, т.е. лицо, дедуктивно выводящее частные случаи из общих. Вершина его ценностной вертикали, уходящее в заоблачье сверх-я, как правило, формулируется интуитивно; прежде всего потому, что критерий неизбыточности (бритва Оккама), присущий советскому инженеру, практически никогда не реализуется формально.

Вот типичный фрагмент разговора опытного и начинающего "магов":
- А почему здесь нельзя вместо цикла условие сделать?
- Ну... неправильно это. Понимаешь?
<...>
- Понимаю.

Истоки

История советского технократического сознания (если не брать глубокие этнические архетипы) уходит корнями в эпоху русских революций.

По шкале Генона доминирующая государственная идеология (православие и самодержавие) уже проявляла многие признаки контртрадиции, включая главный - ОТСУТСТВИЕ АДЕКВАТНЫХ ОБЪЯСНЕНИЙ ПРИЧИН: зачем нужен Константинополь, кто такой Распутин, для чего началась война с Японией...

Гипотеза: развитие "западноевропейского" капитализма в начале века в России прервала не только и не столько Первая мировая, сколько кризис мотивации растущей технократической прослойки. Будущий советский инженер готов был "служить" - но для этого требовался адекватный "господин", не вводящий целей сверх минимально необходимой аксиоматики. Правительство и Священный Синод, поставив себя вне всякой возможной критики, оказались в роли своего рода языческих идолов.

Главная черта советского инженера состоит именно в том, что он по природе не поклоняется языческим идолам.

Из двух зол √ "избыточной" контртрадиции и "недостаточной" антитрадиции √ советский инженер выбрал коммунистическую антитрадицию. Он колебался. Он полагал "Советы без коммунистов" еще лучшим решением, справедливо видя новую государственную идеологию сектантской по своей сути. Но когда выбор был снят... За десять лет в полуголодной стране была создана промышленность, вооружившая армию, выигравшую Вторую мировую войну.

- На энтузиазме?
Это симулякр. Скажите детальней.
- Из любви к Родине?
Бред. Революционный запал "пальнем-ка, братцы, в Святую Русь" так просто не проходит. Признание нового государства √ то есть признание новой веры √ зиждилось на чем-то другом.
- Из веры в коммунизм?
Примитивной веры в "завтра лучше, чем вчера" могло быть достаточно для полуграмотного крестьянина, но в среде крестьян бытовали эсхатологические настроения совершенно другого рода √ они складывали из спичек слово "Сталин" и получали "666". Квалифицированные промышленные кадры же достаточно скептически относились к марксистской ортодоксии, в особенности после НЭПа и "колебаний линии партии".

Проще.

Основной метод мотивации советского инженера √ это "сделайте мне ясно".

Американская модель мотивации (Форд) опирается на авторитет ресурса ("плати больше"). Японская √ на авторитет клана. Советская модель опиралась на авторитет символического знания; не "лого", не навязчивой обертки, а последовательного и внутренне непротиворечивого проекта.
Советский инженер эффективно действует, когда знает, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ.
Это "нужно" может быть продиктовано кем и чем угодно; не суть. Фактически, это знание восходит к категории АБСТРАКТНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ (Замысла) и различается "практикующим магом" в реальности не в статусе принятого предписания, а в статусе разгаданного пророчества.

Дорога в тень

Технолог Птибурдуков разделил судьбу Васисуалия Лоханкина с задержкой ровно в полвека; и руководящую роль в этом снова сыграла Варвара.

Фаза этнической обскурации (см. http://kitezhane.narod.ru), сохранив еще советского инженера субъектом социума, фактически поставила его за пределами семьи √ в тот момент, когда зарабатывать стало модно и, более того, модно стало зарабатывать. Иными словами, как только ресурс вытеснил символ в качестве предмета конкуренции.

Я смотрю подшивки журнала "Техника √ молодежи", который был для советского инженера тех лет чем-то вроде нынешней "КомпьюТерры". Шестидесятые, во многом семидесятые годы √ преобладание обзоров технологии, "новостей отрасли"... Еще один важный раздел: "изобретательские задачи" и обмен опытом (реально экономически применимым). Семидесятые - серии юбилеев и статей по истории НТП. Много статей о моделировании (не "имитационном", а "авиа-" итд), коротковолновой радиосвязи, к которой в восьмидесятые добавилось программирование калькуляторов и персональных компьютеров. Еще √ чем ближе к девяностым, тем больше фантастики.

Однако, тенденция.

И коротковолновая связь, и программирование калькуляторов, и (тем паче) фантастика √ суть явления одной сферы: "Do It Yourself" ("Помоги Себе Сам"). Объединение в этих сферах √ интравертно-кастовое и сугубо горизонтальное, восходящее скорее к братству одиночек, чем к социально востребованной группе. Сакральное действо "сделайте мне ясно" отделилось от практики социализации.

Это, собственно, и была "дорога в тень", лукумонство, поставившее советского инженера в положение робота, владелец которого мертв или удален. Этот стереотип неоднократно рассмотрен в фантастике (т.е. в антитрадиционнонном эквиваленте мифологии), в том числе советской, и здесь возможны три варианта ответа.

Первый √ "делать то, что делал", т.е. следовать последней из инструкций или самому духу инструкции. Это √ вариант "сокрытия от мира". В пародийной форме это √ сюжет о директоре остановленного и распроданного завода. В позитиве он воплотился в сфере информационных технологий, породив FIDO и фидошников.

Характерно, что во всем мире FIDO остается лишь одним из средств связи; FIDO никогда не была предметом споров о "наступлении или ненаступлении информационного общества", о ней не писали в "Times" и дамских журналах. Объясняется это просто: это некоммерческая сеть, и существенная часть операций по поддержанию ее жизнеспособности возложена на ее членов. В FIDO два уровня иерархии √ "действительный член" (node) и "член-корреспондент" (point), и для перехода со второго на первый необходим определенный уровень владения технологией.

Там, где информационные технологии не являются лишь одной из форм экономической активности, а представляют собой сакральное действо ("сделайте мне ясно"), они начинают диктовать образ жизни. Некоммерческий характер сети становится предметом гордости (см. эпиграф из Пелевина), необходимость глубокого понимания принципов функционирования программ √ противовесом принципу "дружественного интерфейса" (окошки, кнопочки, "виртуальные офисы" итд), подменяющего неизбыточное избыточным и профанирующего действо ПОНИМАНИЯ; здесь можно даже говорить о своеобразной панк-эстетике, трансформирующейся в панк-мировоззрение √ вплоть до враждебного отношения к глобальному стандарту и транснациональным корпорациям.

Интравертная технократическая субкультура породила не только FIDO. За ней стоят школы "интеллектуальной фантастики" (линии Лема и Стругацких) и киберпанка (sic!) в литературе, трэкерной электроники в музыке (с ее стремлением к делению и умножению музыкальных фраз на ключевое для программиста число 2, к чистоте и неизбыточности спектра, к ощущению НЕРЕАЛЬНОСТИ, что во многом роднит ТЭ с психоделикой), демо-кодирования (программирование спецэффектов, крайне коммерциализованную ветвь которого можно иногда наблюдать в телерекламе) в графике... в конечном счете, императивом техно-мифологии √ новой временной веры советского инженера √ стало "создай свой собственный мир". В же мире "реальном" ("экономически активном") советский инженер полагает за честь рубиться на благо Apple, OS/2 (впрочем, об OS/2 говорить уже поздно √ этот бой проигран) или Open Source (а здесь есть реальные шансы на победу).

Впрочем, за FIDO, техно-мифологией и хакерством стоит и глубокая негативная идентичность, вскрытая С.Голубицким в статье "FIDO и ночь". Если убрать детали, ее суть состоит в боязни "быть вовлеченными", т.е. "примененными не по назначению". Для субпассионарной части лукумонства это √ чисто инерционное нежелание покидать приятное и бесплатное место, "пусть некрасивое, но свое"; но и активная часть рассматривает мейнстрим современных "продуктов для конечного пользователя" как реально опасный соблазн, прежде всего √ соблазм утраты альтернативных путей развития, сужения видения реальности √ т.е. УДАЛЕНИЯ ОТ РЕАЛЬНОСТИ. Глобалист Голубицкий, подобно Фукуяме, рассматривает FIDO как одну из групп, противостоящих "концу истории". Мне кажется, что это лестная рекомендация.

Вариант первый модифицированный. "Интеллектуальная фантастика" для определенного круга аналитиков стала своего рода жанром мысленного эксперимента в области социологии и социальной инженерии. С одной стороны, эти люди полагают возможным оценивать фантастическое произведение с точки зрения его социальной достоверности (при произвольных внеположных психологии человека предпосылках); с другой √ они же склонны видеть в сюжетах интеллектуальной фантастики модели и методы оценки вероятного будущего реальной земной цивилизации. В этой области, например, работают Сергей Переслегин и Юрий Нестеренко.

Вариант второй: найти себе другого господина.

Идеалом этой группы советских инженеров стала "либеральная технократия". Они готовы смириться с утратой "графского поста" и стать "баронами", с одной стороны, укрепляя "открытое общество" (в частности, работая в области квантовых вычислений и криптографии), а с другой √ внося свои экспертные поправки в "демократически" утверждаемые законы в области образования, авторских прав или экспорта технологий. Они готовы конкурировать за "место под солнцем Замысла", предлагая обществу такие инфраструктурные инновации, которые оно в его нынешней форме неспособно переварить √ и потому вынуждено меняться.

В частности, один из главных мотивов этого направления √ предотвращение установления на Земле абсолютной политической власти отдельно взятого воплощенного существа, и одна из стратегических целей на этом пути уже достигнута: никакой воплощенный вычислитель измеримого масштаба уже не способен отследить (а уж декодировать и интерпретировать...) информационные потоки в средней европейской стране в полном объеме: совокупная пропускная способность каналов растет пропорционально примерно квадрату технологически возможной мощности Паноптикона.

И, наконец, способ третий. Кейт Ломер. "Берег динозавров". "И вы захотели вернуть человечество к жизни? √ Да. Мы рассчитали, что человек пожелал бы этого".

Существует реальная возможность возвращения лукумонов к Традиции √ не к антропоморфной подделке под Традицию вроде мраксизма, не к схоластическим арктогейно-водолейным спекуляциям, а к "причастности на экзистенциальном уровне".

Мнение о том, что лукумон по природе антитрадиционен, в глубине неверно. Он, как обманутый и отвергнутый влюбленный, боится вновь ошибиться. Он проверит и еще раз перепроверит. Будьте с ним осторожны: многое из того, что было органичной ступенью развития традиционалиста, в то же самое время казалось лукумону еще одной версией мирового иррационального соблазна ("инверсии", "прелести", которую они называют "ламеризмом"). Не надо полагать, что сайентология имеет какое-либо отношение к технократии: имеет, но не более, чем идол Христа в языческом пантеоне √ к христианству; эти два сравнения равно оскорбительны.

В конечном счете, технократ и традиционалист способны вместе развеять многие опасные иллюзии друг друга.

С кем ты?

Успех вовлечения лукумонства в историческое творчества (в контексте Китежского проекта, например) зависит от того, насколько точно ниша лукумонства будет определена в следующих пространствах:

- архетипно-профессиональном (в частности, от того, как стереотип мага (инженера и наставника) будет взаимодействовать со стереотипом шамана (врача и эколога);
- регионально-экономическом (см. статью Д.Иванова "Экономика загадочной русской души");
- идеологическом. Здесь важно четко понимать отдельность универсального культа (шахады) от культа этнического (т.е. космо-организующего, координатной системы мира сего). Подлинный дистиллированный монотеизм требует изотропной координатной системы, что ни в чем не противоречит возрениям лукумона;
- субъектном (врагов и союзников). В частности, традиционалистам следует однозначно отказаться от всяких симпатий к практике политического ислама, а технократам √ к агрессивному колониализму Соединенных Штатов.

Немного рекламы. В ближайшее время подобным же образом будут исследованы стереотип наставника, стереотип врача и стереотип эколога. Последние два находятся за пределами этнического культа автора, и потому автор нуждается в Ваших мнениях. Пишите.

Спокойной плазмы!
(c) LXE, Mar 9 '2001

К залу ожидания