<==назад к Бесцветному

ПРОТЕКТОРАТ КРОМВЕЛЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

0. Введение

Редкий историк не взялся, описывая Великую Английскую Революцию 1640 - 1658 годов, так или иначе эмоционально оценить личность лорда-протектора Оливера Кромвеля. Оценки эти колеблются в широких пределах - от "марионетки крупных землевладельцев" до военного диктатора. У этих оценок есть общий недостаток - они однобоки. Они подменяют эту яркую и противоречивую личность удобным для объяснения того или иного направления его деятельности "черным ящиком". Сторонник формационного подхода, разбирая экономическую политику протектората, однозначно объявляет Кромвеля реакционером, чуть ли не реставратором. Правовед, рассмотрев созданную Кромвелем структуру власти, ставит протекторат в один ряд с режимами Франко и Пиночета. Политолог с "государственным мышлением", знающий толк в "национальных интересах", записывает лорда-протектора себе в союзники.

Нынешний уровень развития психологии, социологии и теории управления позволяет отказаться от метода "черного ящика". Мы можем с достаточно высокой точностью говорить о британском обществе - в частности, о британской экономике - середины XVII века как о целостной предсказуемой системе, и мы можем достаточно уверенно говорить о мотивах тех или иных действий человека, вставшего во главе этой системы.

Эффективность системы управления определяется успешностью достижения поставленной цели. Таким образом, для оценки пяти лет протектората необходимо ответить на вопросы:

- каковы были поставленные Кромвелем цели?
- насколько успешно они реализовывались созданной им системой власти?

1. Психологический портрет Оливера Кромвеля.

Отвечая на первый вопрос, следует выделить три фактора:

- психологический тип;
- мировосприятие и миропонимание;
- фактор ролевой идентификации.

Начнем с психотипа. По классификации Аушры Аугустинавичуте Кромвель - логически-сенсорный интраверт ("механик"). Это подтверждается свидетельствами биографов о юности лорда-протектора (из школьных предметов предпочитал математику и историю, увлекался верховой ездой и фехтованием - [2], стр. 156), о темпераменте и манере речи ("неблагозвучная, скрипучая речь" - [2], стр. 163); это объясняет многое в отношении Оливера к власти.

"Механик" - это человек, для которого логика дела, структуры не просто важнее, чем этика отношений - последней для него просто не существует. В отличие от "администратора", для которого директорское кресло или титул протектора - удобный язык описания своих отношений с внешним миром, "механик" воспринимает управляемую им систему как часть самого себя.

"Механик" - это человек с жесткими нормативными установками. Он предельно строг к себе и требует того же от своего окружения. Это человек, который приходит к власти с последовательной программой исправления неправильного устроенного общества.

В чем же состояла программа Кромвеля?

М.А.Барг отмечает следующее:

"Исторические события Бирд <учитель Оливера> рассматривал как проявление божественного промысла, они суть благое воздаяние одним и карающее воздаяние другим. Подобные исходы человеческих начинаний Кромвель, вслед за своим школьным учителем, неоднократно назовет в будущем "знаком провидения", и, в частности, только ему он будет приписывать успехи дела парламента, и прежде всего свои собственные... В целом нет сомнений, что теология и провиденциальная концепция истории явились... духовным снаряжением... словесным щитом и мечом во всех столкновениях... с теми, кто оказывался на его пути, по которому, в чем он был убежден, небо призвало следовать своих "верных и избранных"".

Модель, сводящая социальные отношения к биполярному выбору, конечно, оказалась очень удобной для человека, не привыкшего размышлять о психологических и этических проблемах. Протестантизм ставит на первое место сотрудничество, формальное взаимодействие с Богом; пожалуй, это первое массовое религиозное движение, последовательно поставившее на первое место в иерархии ценностей СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ОПТИМАЛЬНОСТИ, а в иерархии грехов - НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ и НЕОПТИМАЛЬНОСТЬ.

Можно утверждать, что протекторат не был ни чисто диктаторским, ни традиционным монархическим, ни республиканским режимом. Это был первый в истории Европы фундаменталистский режим, построенный на функциональной идеологии "сотрудничества с Богом". При этом к общепринятому перечню исторических ролей, в которых приходилось выступать Кромвелю (участник оппозиции, полководец, глава государства) следует добавить не всеми замеченную четвертую: один из последних деятелей Реформации.

2. Положение Британии до и после введения протектората.

Выделим четыре основных уровня сложившейся после установления республики 1649 года структуры общества Британии:

- лорд-протектор Оливер Кромвель;
- политическое окружение лорда-протектора (правящая партия индепендентов);
- экономически самостоятельные слои общества (землевладельцы и предприниматели);
- малообеспеченные горожане и крестьяне.

История прихода индепендентов к власти повторяет историю большинства революций: победа над "врагом нации" (казнь Карла I 30 января 1649 года), раскол между союзниками и военное подавление левеллеров и диггеров в 1649 - 1650 годах, межфракционные конфликты... Существование потенциальных противников на всех трех уровнях (роялистские заговоры и попытки интервенции, давление левой оппозиции левеллеров, противоречия внутри самой правящей партии), с одной стороны, сужало свободу маневра и являлось источиком повышенной политической опасности, а с другой стороны, развязывало руки протектору. Для каждого здравомыслящего либерала сейчас очевидно, что, выведя насилие за пределы политики, обеспечив свободу слова и введя общие правила игры, правительство полностью обезопасило бы себя с этой стороны; но ни британское общественное мнение, ни британская послевоенная экономика, ни само правительство (за неимением последовательных концепций либерализма) не были готовы перейти к такой "дорогой" (1) и "медленной" (2) системе управления, как чистая представительная демократия.

Во-первых, не было средств связи, синхронизирующих жизнь страны с точностью по меньшей мере до суток, а значит, нельзя было говорить о каком-либо целостном общественном мнении в масштабах страны.

Во-вторых, как Долгий парламент, так и все последовавшие за ним показали свою неспособность к оперативному реагированию на происходящее.

В-третьих, парламент, из оппозиционной группировки перейдя в ранг "ответственных за принимаемые решения", за время гражданской войны окончательно потерял доверие со стороны населения.

В-четвертых, сам Кромвель никогда не допустил бы СНИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ правительственного курса. Распуская первый парламент протектората 22 января 1654 года, он произнес: "Если у меня будет свобода, чтобы гулять по просторам или путешествовать, все же было бы глупо делать это, когда горит мой дом".

Вспомним, что основным пунктом противоречий, как бы длиной волны той или иной линии политического спектра, являлось отношение к собственности - или, в формулировке Оливера, к праву уверенно "считать что-либо своим". И Карл I, "игравший" налогами в обход парламента, и левые оппозиционеры, призывавшие к конфискации земель лендлордов, были для Кромвеля-протестанта равно опасными врагами мирового порядка. Нищие проповедники считали собственность корнем всех общественных пороков; лендлорды - своим священным правом, знаком избранности; мы же понимаем, что легитимно урегулированные отношения собственности всего лишь создают альтернативу, еще одну плоскость возможного выбора, реализации свободы воли.

Такова экономическая программа Кромвеля.

Прежде, чем перейти к его политической программе, вспомним: система с синхронным, оперативным и обратимым принятием решений в условиях ресурсного кризиса колеблется около некоторой желаемой точки равновесия. Система, решения в которой принимаются, исполняются и корректируются со значительными задержками, в аналогичном случае переживает коллапс. Важнейшей задачей протектората являлось обеспечение синхронности принятия решений. Вспомним, как часто Кромвель в 1656 - 1657 годах подчеркивал необходимость достижения общественного согласия: "Оно сейчас больше необходимо народу, чем когда-либо". "То, что достигается силой, я не ставлю ни во что!" - насилие понималось как запрещенный, но единственно эффективный прием. Введение летом 1655 года института генерал-майоратов означало обращение к самой "дешевой", простой и безотказной древовидной вертикали власти; но Кромвель сам же и выступал противовесом - как, например, сообщается в декабрьском рапорте генерала Десборо, сборщики "десятичного налога" жаловались, что расположение Кромвеля к роялистам подрывает их усилия по сбору налога.

Не правда ли, до боли знакомая нам политика "ручной подгонки сдержек и противовесов"?

Что мы можем сказать о религиозной программе Кромвеля? Уже и после роспуска "парламента святых" в 1655 году он в очередной раз заявляет о своей позиции религиозной свободы и веротерпимости - несмотря на недоверие населения и парламентского большинства к малочисленным пуританским сектам. Твердость этой позиции протектора можно считать доказательством его неспособности к политической игре, а можно - доказательством того, что личная власть, поддержанная обществом, не была для него самоцелью. С 1654 года в своих речах он неоднократно использовал образы легенды об исходе иудеев из Египта через "Красное море" гражданской войны и "пустыню" экономического кризиса. Сочетание жестких личных протестантских убеждений "для себя" и концепции веротерпимости "для всех остальных" только подтверждает наше предположение о "конструктивном фундаментализме" Кромвеля; и в свете этого абсурдным и наивным выглядит предложение второго парламента протектората Оливеру принять титул светского монарха и основать династию.

Внешняя политика Оливера Кромвеля на посту протектора вполне объяснима в свете вышеизложенного. Убежденность в мировом значении того "Нового Иерусалима", который он пытался построить в Британии, требовала активной, экспансионистской внешнеполитической позиции. Частично эти усилия по "экспорту революции" увенчались успехом (экспедиции августа 1649г. - сентября 1651г. в Ирландию и Шотландию), частично провалились из-за низкой продуманности и координации ("западный проект" декабря 1654 года), но нельзя отрицать, что задача поддержания национальной безопасности (предотвращение роялистских заговоров, мятежей и интервенций, установление союзнических отношений с Францией) успешно решалась Кромвелем до самой его смерти в 1658 году.

3. Эволюция Оливера Кромвеля как политического лидера.

Кромвель как политический деятель может быть исчерпывающе охарактеризован одной фразой: "Я знаю, как надо". Заложенное с детства представление о "правильном", "оптимальном", "корректном", "истинном" мироустройстве в сочетании с характерным для "механика" самоотождествлением с управляемой системой приводит к тому, что такой политический идеалист рано или поздно по мере своего восхождения к вершине власти упирается в некоторый "потолок", "горизонт управления". Эволюция такого управленца - это своеобразное "взросление", бег с нарастающей скоростью и неизбежным сходом с дистанции.

Деятель оппозиции, каким был Оливер Кромвель в мирное время (до 1642 года), по определению ограничен своей декларативной программой. Осознание проблем, с которыми ему предстоит столкнуться в случае прихода к власти, табуировано, закрыто из-за невозможности отождествления себя с правящей верхушкой. Впрочем, современники указывают на наивность Оливера даже в делах легальной парламентской оппозиции - наивность, вызванную искренним убеждением в черно-белом устройстве мира.

Начав командовать полком в 1643 году, Кромвель оказался в своей стихии. Высокий уровень воинской дисциплины, умело поддерживаемый "пряником и кнутом", по-видимому, определял успех на поле боя даже в большей степени, чем сомнительные стратегические таланты Оливера. Впрочем, именно здесь им были отточены те природные навыки управления предсказуемыми системами, которые сделали его впоследствии лордом-протектором, именно здесь произошли те стечения обстоятельств (как, например, победа при Марстон-Хоре 2 июля 1644 года), которые он расценил как свидетельства своей божественной избранности для этого поста.

С момента установления республики 1649 года окружение Кромвеля стало на порядок более сложным. Роль главы государства, по определению и по убеждению обязанного отвечать за ВСЕ направления деятельности правительства, в конечном счете привела Оливера к жесточайшему разочарованию в собственных силах.

В психологии описан так называемый "синдром преждевременной реализации". Он состоит в том, что, как правило, практик с формальным складом ума, имея лишь приблизительную, общую постановку задачи, "дорвавшись" до инструментов ее решения, уже не тратит время на обдумывание деталей, надеясь "довести вручную", решить возникающие проблемы "по ходу", интуитивно.

Большинство руководителей, пришедших к власти насильственным путем, вынуждены так или иначе преодолевать "синдром преждевременной реализации". Если это не удается, начинается бесплодная игра с инструментами, с составами. "Опьянение властью" означает для "механика" опьянение от процесса бесконечной сборки и разборки механизма с незначительными вариациями. А поскольку основным критерием "соответствия занимаемой должности" для него является профессиональная компетентность и личное доверие, смена правительств (парламентов) крайне редко означает обновление "личного состава", человеческого капитала власти. Анализ кадровой политики Кромвеля был сознательно исключен мной из предыдущей главы: ее просто не было.

Тем не менее, нет достоверных свидетельств в пользу того, что все решения периода протектората Оливер принимал единолично. В числе его неформальных советников отмечены Оливер Сент-Джон и Пьерпонт, лорд Брогхилл, Мэнессах бен Израэль - в общем, все цвета политического спектра Британии эпохи протектората - а это можно понимать и как попытку ввести демократическое представительство личным участием.

Смерти лорда-протектора предшествовала глубокая депрессия, вызванная неизбежными для политика такого рода разочарованием в практической реализуемости своих идеалов и кризисом доверия к соратникам: "Что касается моей совести и души, я скорее хотел бы прожить на опушке леса, содержать стадо овец, чем находиться на таком месте, каким было это".

4. Исторические итоги протектората Кромвеля.

Если подходить к истории буквально, четыре года республики и пять лет протектората никак не повлияли на последующий политический курс Британии. Реставрация 1660 года вернула страну к тому же законодательству и тому же политическому устройству, какое существовало до гражданской войны.

Однако не следует забывать: бывают задачи, самая сложная часть которых - постановка. Курс на экономическую стабилизацию и защиту собственности, свобода слова и веротерпимость, объявленные республикой и Кромвелем, отразились впоследствии в мировоззрении либералов Локка и Адама Смита, в Декларации Независимости.

И в этом смысле кромвелевское "просветление", ощущение сопричастности к обустройству протестантского Нового Иерусалима мирового масштаба, каким впоследствии стали для всего остального мира Западная Европа и Северная Америка, не обмануло его - так простим же провидцам, доказавшим теоремы о существовании, расхождения в сроках.

Список литературы:

1. "История Европы" т.4. М., 1994
2. Барг М.А. "Великая Английская революция в портретах ее деятелей". М., 1990
3. Павлова Т.А. "ЖЗЛ: Оливер Кромвель".

<==назад к Бесцветному